Януш Юзефович стремился создать мюзикл «Метро» достаточно долго. Осуществить подобную постановку в посткоммунистической Польше в начале 90-х годов было очень не простой задачей. Причиной тому были не только очевидные финансовые и административные проблемы, но и отсутствие какого-либо опыта реализации столь масштабных и уникальных проектов. К моменту начала работы над «Метро» Юзефович был уже достаточно широко известен в Польше. Выпускник Варшавского Государственного Театрального Училища, самостоятельно и в соавторстве с несколькими известными польскими режиссерами, он поставил не один успешный спектакль как в качестве режиссера, так и в качестве хореографа.
Фактически работа над проектом началась после знакомства Януша Юзефовича с будущим первым продюсером «Метро» Виктором Кубяком, поляком по происхождению, получившим образование в Швеции и вернувшимся в Польшу в начале 90х уже в качестве опытного бизнесмена. Кубяк увидел Юзефовича по телевизору, находясь в своем номере в гостинице в Варшаве. Он был вдохновлен энергией и творческим потенциалом Юзефовича, и практически сразу начал искать с ним встречи. Их встреча состоялась, а планы относительно создания мюзикла удивительным образом пересеклись. Началась многолетняя плодотворная работа.
Однажды на глаза Юзефовичу попался текст сценария и музыка на этот сценарий, присланные ему польскими телевизионными журналистами сестрами Агатой и Марыной Миклашевскими. Сценарий назывался «Метро». Музыка была специально написана композитором Янушем Стоклосой. Работа над «Метро» началась.
С самого начала команда «Метро» хотела, во что бы то ни стало попасть на Бродвей. Тем не менее, первая постановка «Метро» готовилась для Варшавы. Трудностей, с которыми столкнулись Кубяк и Юзефович, было достаточно много. Все театры в Польше находились на государственном обеспечении, и никто никогда даже не задумывался о возможности коммерческих постановок в театре и о том, что театр может приносить прибыль. Кубяк и Юзефович не только создали коммерчески успешный проект, но и были первыми. Наивно полагать, что технические, административные и финансовые проблемы — это самое главное при постановке театрализованных шоу. Основа успеха — это игра артистов, которых Юзефовичу нужно было набрать в труппу. Артисты, работавшие в государственных театрах, или отказывались участвовать в «сомнительном» коммерческом предприятии, или не устраивали режиссера. Проблема разрешилась сама собой, когда творческая команда пришла к пониманию того, что мюзикл, подобный «Метро» требует нестандартного подхода к набору труппы. Ставка была сделана на молодых и талантливых актеров и танцоров, которые или только начинали свою творческую карьеру, или охотно откликались на предложение принять участие в конкурсном отборе. Ведь «Метро» — это мюзикл о молодежи и для молодежи. В основе сюжета лежит чистая романтическая история, которая переплетается с такими серьезными темами как деньги и предательство, отношения между поколениями, молодежь и жестокая действительность. Эти темы сближают действие, происходящее на сцене, с судьбами и переживаниями молодежи, находящейся в зрительном зале. В сюжете отсутствует поучительный тон; есть только модная музыка и актуальная для зрителя тематика. Кто как не молодые актеры, ровесники зрителей, приходящих на спектакли, смогут наиболее полно и ярко сыграть такой мюзикл. Этот мюзикл о них, об этих детях. Весь мюзикл построен на их собственных импровизациях, поэтому это не шутка, когда мы рассказываем, что при замене хотя бы одного из артистов, нам приходится менять и монологи. Юзефович почти год проводил конкурсы и просмотры в разных частях Польши и в ряде соседних стран. Наконец, когда труппа была сформирована начался длительный процесс обучения актерскому ремеслу, танцам, вокалу, который завершился успешной премьерой, состоявшейся 30 января 1991 года.
Успех превзошел все ожидания. Со всех концов Польши люди ехали в Варшаву, чтобы посмотреть \»Метро\». Аншлаги стали обычным явлением. Актеры, задействованные в постановке превратились в звезд, а многие из них впоследствии сделали успешные карьеры благодаря своему участию в \»Метро\». \»Метро\» не только оправдал ожидания своих создателей, но и стал крупным событием в культурной жизни Польши. Мюзикл привлек пристальное внимание театральных критиков, специалистов и международной прессы. Только за первый год после премьеры газеты всех стран вместе опубликовали более 500 статей о \»Метро\». Такой успех на Родине и отклики специалистов в разных странах мира только подталкивали Юзефовича и Кубяка к воплощению своей главной мечты — поставить \»Метро\» на Бродвее.
В 2001 году мюзикл \»Метро\» стал обладателем театральной премии \»Золотая Маска\» в номинациях \»Лучший спектакль\» и \»Лучшая работа режиссера\», премии \»Музыкальный подиум\» как \»Самое модное шоу года\», а создатели спектакля были номинированы на Государственную премию Российской Федерации. В январе 2001 года в гостях у \»Метро\» прошли \»Рождественские встречи Аллы Пугачевой\». За три с половиной года мюзикл \»Метро\» посмотрели более 500 000 человек. В их числе: Олег Табаков, Олег Меньшиков, Роман Виктюк, Валерий Тодоровский, Андрон Кончаловский, Людмила Гурченко, Константин Райкин, Сергей Шакуров, Юрий Грымов, Геннадий Хазанов, Юлий Гусман, Николай Караченцев и другие. На спектакле побывали Борис Ельцин, Владимир Путин, Юрий Лужков и Валентина Матвиенко. Инициаторами постановки \»Метро\» в России были Катерина Гечмен-Вальдек, Александр Вайнштейн, которые стали продюсерами российской версии мюзикла, а также директор театра \»Московская оперетта\» Владимир Тартаковский.
Авторами постановки \»Метро\» в Москве, как и на Бродвее, стали известный польский режиссер и хореограф Януш Юзефович и не менее знаменитый композитор Януш Стоклоса. Авторы русской версии — Юрий Ряшенцев и Галина Полиди. Сохранив оригинальную сюжетную линию, российская версия \»Метро\» населена не абстрактными, а живыми персонажами. Биографии героев мюзикла — реальные биографии артистов. \»Метро\» — это история о молодых людях, которые уходят под землю от не принявшего их большого мира. Оригинальный и, в то же время, интересный и актуальный сюжет спектакля в сочетании с профессиональной режиссурой и хореографией, большим количеством не знакомых раннее отечественному зрителю сценических спецэффектов, а также тот факт, что \»Метро\» по праву занимает место первого настоящего российского мюзикла — все это способствовало неослабевающему интересу зрителей к спектаклю — по прошествии более трех лет со дня премьеры \»Метро\» сопутствовали неизменные аншлаги. На сцене вместе с молодыми актерами — Алексей Серебряков, Александр Лазарев-младший, Юрий Куценко, Александр Маркелов. В спектакле задействован оркестр и рок-группа, собранная гитаристом Николаем Девлет-Кильдеевым. \»Метро\» вело успешную гастрольную деятельность. Постановку видели в Екатеринбурге, Самаре, Саратове, Томске, Омске, Киеве, Минске и дважды в Санкт-Петербурге.